День славянской письменности и культуры: кириллица защищает надежнее пушек

История праздника

Рисунок 1. Рукописная славянская книга

История праздника связана с памятью о создателях кириллицы – братьях Кирилле и Мефодии. Они родились в благочестивой семье в Салониках (Греция). Мефодий (старший, 815 г.р.) выбрал военный род деятельности, спустя 10 лет службы, стал монахом. Кирилл (младший, 827 г.р.) много изучал науку, принял сан иерея, общался с выдающимися людьми, по окончании учебы трудился в Константинополе. Впоследствии уехал к брату. В храме они молились, служили Богу и прожили до самой кончины.

История Кирилла и Мефодия:

05 24 Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские05 24 Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские

В 863 году Кирилл сотворил первую азбуку, перевел с греческого на болгарский язык священные книги, среди которых были Евангелие и Псалтырь. В этом ему помогал родной брат. С помощью двух просветителей славянский народ получил свою письменность (первыми были люди в Болгарии и Моравии). Православная церковь объявила их чудотворцами. Уже в XI в. 24 мая (11 мая по старому календарю) был обозначен, как день памяти этих святых.

В 1917 г. в России праздник и его торжество были прерваны до 1986 г. С 1991 г. дата отмечается ежегодно.

Также этот день отмечают в Беларуси, Македонии, Чехии, Приднестровье, на Украине.

Сомнения в авторстве

О том, что современный русский алфавит придумали греческие святители, знают даже школьники. Твердо устоялось мнение об отсутствии письменности у древних славян, до прихода в Великую Моравию монахов Кирилла, в миру Константина, и Мефодия. Основным источником информации об изобретении письменности считается христианское описание жизни братьев. И никто не обращает внимания на то, что проповедовали они Слово Божье, а не навязывали греческую письменность южно-западным славянам.

О противоречиях в житиях святых

Жили равноапостольные братья в 9 веке. Примерно в 860 г. Константин был направлен византийским императором в Хазарию для разъяснения «истинной веры». Вместе с ним отправился Мефодий. Успех миссии вызывает сомнения у историков, но вероучение утверждает, что иудеи, правившие каганатом, просветились. Правда, по мнению Л. Гумилева, продолжали исповедовать иудаизм вплоть до падения государства от рук руссов-язычников.

Спустя два года братья отправились в Моравию. Перед отправкой они помолились, и им «открылась славянская азбука». В течение 40 месяцев они проповедовали среди славян на их языке. Как следует из священных текстов, они не придумывали азбуку. Под «открытием» подразумевается изучение славянского языка. Ранее, для хазарской миссии, братья изучали арамейский язык, используемый на Ближнем Востоке евреями и арабами. Но никто не утверждает, что именно они изобрели еврейский алфавит.

Относительно глаголического и кириллического алфавитов бытует противоположное мнение. До византийских святителей письменности у славян не было. Поэтому неофициальный патент на ее изобретение остается за греками. Да и с христианским вероучением в Киеве уже были знакомы. Киевские князья Дир и Аскольд, будучи современниками Мефодия и Константина, исповедовали православие.

Загадочная глаголица

В основу кириллицы лег греческий алфавит, родоначальником которого считается финикийская письменность. Если взглянуть на сравнительную таблицу двух языков, видно, что греки не прикладывали максимум фантазии для изменения букв финикийского письма. Они переворачивали буквы на 90-180 градусов, чуть изменяя их наименования. Так родилась греческая письменность, состоящая из 24 букв. Для более богатой древней славянской речи Кириллу пришлось бы додумать еще 20 букв. Можно предположить, что он их придумал. Но можно выдвинуть версию, что кириллическое письмо вошло в обиход славян в силу торговых и дипломатических отношений с Византией.

Глаголицу также считают изобретением Кирилла. Но буквы глаголического письма кардинально отличаются от греческого. Они абсолютно уникальные. Глаголица содержит 40 знаков, не похожих ни на один из языков Древнего мира. Среди славян была широко распространена в 11-13 веках. Более ранние письменные источники не сохранились. Но это не означает, что глаголица не существовала в более ранние периоды, до кирилло-мефодиевской эпохи. Предположив, что глаголическую письменность изобрел Кирилл, возникает резонный вопрос: для чего? Зачем придумав один, изобретать второй, более сложный, алфавит? Ответ прост: не изобретал.

Глаголица – исконно славянская азбука, с древнерусским наименованием букв: Аз, буки, веди, глаголи, добро, есть…

«Я буквы ведаю; слово – добро есть…».

Пожалуйста, поделитесь в соцсетях:

Кирилл и Мефодий

Братья Кирилл (в миру носил имя Константин) и Мефодий (Михаил) родились в Византии, в Салониках (Фессалоники) в IX веке. В городе разговаривали на двух языках — греческом и славянском диалекте, поэтому братья свободно общались на обоих.

Изображение на иконе св. Кирилла и Мефодия

Братья получили хорошее образование. Мефодий изначально сделал карьеру как военачальник, дошёл до поста стратига (главнокомандующего войском), но затем ушёл в монахи. Кирилл же сразу пошёл по учёной стезе. Согласно его жизнеописанию, он обучался в Константинополе, вместе с императором. Его наставниками были лучшие учёные умы того времени. После окончания обучения Кирилл (тогда ещё Константин) пошёл по пути богослужения, он поступил на службу в качестве «чтеца Патриарха» Фотия (фактически секретаря). Но в какой-то момент он неожиданно оставил свою службу и ушёл в монастырь. Спустя полгода в монастыре его нашли посланники патриарха и упросили вернуться в Константинополь. В столице он начал преподавать философию в университете (с того времени его стали называть «Константин-философ»).

Кафедральный собор Святых Петра и Павла

Лютеранский собор, Москва

По правой стороне улицы вы увидите настоящий лютеранский храм. Подобные можно отыскать в той же Финляндии. Его узнаваемый шпиль виден от Покровских ворот и даже от Таганки. Обряды проводят по лютеранским обычаям на русском и немецком языках, а вечерами проводят органные концерты.

Собор был выстроен в 1903-05 годах по проекту В.А. Коссова в духе модной тогда неоготики.

Лютеранский собор, Москва

Художницы, рисующие лютеранский собор Петра и Павла, Старосадский переулок, Москва

Так называемые Палаты Мазепы, Колпачный переулок, Москва

Пройдёмся во дворик, оставив собор по левую руку. Здесь можно увидеть средневековые палаты XVII века Г-образные в плане. Их традиционно называют палатами Мазепы, так как долгое время ошибочно считалось, что в них жил гетман во время приезда в Москву.

Западный дом притча, лютеранский собор Петра и Павла, Москва

Презентация на тему: » ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.. Славянская письменность. Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности.» — Транскрипт:

1

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.

2

Славянская письменность. Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Он празднуется в День памяти святых Кирилла и Мефодия, создателей первой славянской азбуки. Впервые он был отмечен в Болгарии в 1803 году как праздник болгарской письменности. В России преподобные Кирилл и Мефодий чествуются с 1863 года. А в 1986 году 24 мая было объявлено Днем славянской культуры. Сейчас это единственный праздник в нашей стране, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской православной церковью.

3

Откуда же взялась славянская азбука ? Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Ее для славян составили, научили читать и писать святые Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы мысленно садимся в машину времени, переносимся в те недавние времена и в то далекое прошлое.

4

Знаете ли вы, как возникла русская письменность ? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос : чем отличается азбука от алфавита ? Слово азбука произошло от названий двух первых букв славянской азбуки : А ( аз ) и Б ( буки ): АЗБУКА = АЗ + БУКИ А слово алфавит происходит из названия двух первых букв греческого алфавита : АЛФАВИТ = АЛЬФА + ВИТА Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей ?

5

Кирилл и Мефодий. В IX веке в Византии, в городе Солунь жили два брата Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. ( Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их ). И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл ). Как же они создали азбуку ?

6

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука дочка греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. греческие Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm славянские Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм

7

ЖИТИЕ КИРИЛЛА » О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси Повести временных лет мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами : Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского ; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их. Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев Константина и Мефодия и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

8

Подведём итоги. Кирилл и Мефодий, создатели первую славянскую азбуку. Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

9

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ « ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ » ВОЛОДИНОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ УЧЕНИЦЫ 6 КЛАССА « А » ГБОУ СОШ 787 ИМ. А. Н. САВЕЛЬЕВА КОНЕЦ.

Тысяча лет гонений

Возникновение собственной письменности дало в руки славянам мощнейшее оружие, которого были лишены многие народы Африки, Азии и Америки. Часто в истории книга европейского проповедника наносила больше разрушений традиционного образа жизни народов этих континентов, нежели ружье конкистадора или плетка работорговца.

В случае же славянской культуры западноевропейские страны во многом были лишены этого оружия — славяне буквально «укрылись» щитом своей собственной письменности и смогли обеспечить себе культурную и национальную автономию на протяжении столетий, несмотря на постоянные попытки вестернезировать и «олатинить» свои языки.

Надо признать, что частично эта задача была все-таки решена. Так, единый по сути сербохорватский язык сегодня искусственно разделен надвое — хорваты в своем варианте письменности используют латинские символы, в то время как сербы сохранили верность латинице. Перешли в итоге на латиницу и Чехия с Польшей — но этот процесс был густо полит кровью гуситских войн и сдобрен пытками «братьев Иисуса» (иезуитов), которые буквально «огнем и мечом» насаждали католицизм на польских землях, одновременно внедряя латиницу вместо кириллицы.

И все же, несмотря на многовековые усилия на Балканах и в Восточной Европе, последователям гонителей Кирилла и Мефодия не удалось совершить главного — уничтожить славянскую письменность и славянские языки. На сегодняшний день крепость славянских языков стоит все так же прочно, хотя попытки разрушения ее стен только усиливаются — год от года.

День славянской письменности и культуры: История праздника

Два брата, старший Мефодий (Константин) и младший Кирилл (Михаил), родились и выросли в многодетной, обеспеченной и глубоко верующей семье. Кирилл младше Мефодия на 12 лет. У них была прекрасная возможность получить хорошее образование.

  • Мефодий проходил военную службу, а затем десять лет правил славянским княжеством, что позволило ему познакомиться и изучить их язык. Но поскольку он слыл человеком верующим, поэтому принял решение посвятить себя служению богу.
  • Кирилл с детства интересовался гуманитарными науками, знал несколько языков. Окончив обучение, стал хранителем церковных книг и читал курс лекции в Константинополе.

Кирилл также мечтал принять монашеский чин, поэтому приехал к брату, в монастырь, и вместе с ним стал изучать славянский язык. В монастырь часто приезжали служители из разных славянских государств, это позволило им отлично овладеть славянским языком и они:

  • много времени уделили чтению книг и молитв;
  • на основе азбуки греков придумали славянскую (глаголицу и кириллицу);
  • осуществили перевод многих церковных книг, в том числе Священное Писание для богослужения;
  • распространили богослужение на славянском языке в Византии.

Впервые чествовать святых стали в 1857 году, в Болгарии. А в 1985 году прошли первые праздничные события в Советском союзе, в Мурманске. Какого числа отмечать, вопрос не стоял. Отдали предпочтение тому же дню, что и до революции. Этот день отмечать стали каждый год, но всегда, в качестве праздничной столицы, назначался новый город. Это были крупные города и столицы союзных республик. В 1991 г. он получает официальный и государственный статус. С 2010 года все торжества проводятся в столице, с большим размахом и выходят на более высокий уровень. А 10 лет назад, во всех деловых документах он начал значится, как «Дни славянской письменности в Москве».

Государственный праздник

Официальное утверждение празднования дня Кирилла и Мефодия приходится на 30 января 1991 года. Решение было принято президентом РФ. Это первый и единственный в своем роде государственно-церковный праздник. Датой было выбрано 24 мая, аналог 11 мая по новому стилю. С этих пор празднования проводились в одном из городов, так, за период с 1991 по 2000 год эпицентром событий были Москва, Владимир, Белгород, Кострома, Орел, Ярославль, Псков, Рязань. Позже были задействованы и более отдаленные от столицы города — Новосибирск, Ханты-Мансийск. С 2010 года указом президента Д. А. Медведева центром культурных и церковных событий назначена Москва.

Период забвения

Несмотря на уважение к равноапостольным святым и оценку их вклада в виде переводов церковных книг, памятная дата, занесенная в государственный календарь, на долгое время была будто забыта. Возможно, это было связано с развитием революционного движения, государственным переворотом, отрицающим церковные каноны, и войнами, громом прокатившимся по Евразии. Вновь праздник славянской письменности был возрожден в России в 1985 году. Это событие произошло в Мурманске, благодаря писателю, неоднократно награжденному Государственными премиями — Маслову Виталию Семеновичу. Именно он стал активистом возрождения интереса к этому празднику, также по его инициативе был установлен памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске. Интерес, подогреваемый общественностью, вырос в традицию, которая вскоре была узаконена.

Колпачный переулок

Колпачный переулок, Москва

Через западный дом притча можно выйти на соседний Колпачный переулок. Название получил по слободе, где изготавливали головные уборы.

На фотке с правой стороны дом с аркой — это западный дом притча, входящий в комплекс лютеранского собора. Построил в 1905 году всё тот же Коссов.

Далее выпирают Палаты Мазепы. Со стороны Колпачного здание оштукатурено и побелено.

За ним высокое краснокирпичное здание — это женское отделение училища при лютеранской церкви. Построил Коссов в 1892 году.

С левой стороны на переднем плане особняк Г.П. Юргесона, известного музыкального издателя. Его построил Владимир Глазов в 1912 году. Следующий дом тоже построил он, и тоже в 1912 году. Это так называемый Бывший дом Абакумова. Здесь размещалась глазная лечебница доктора Снегирёва, и однажды у него лечился Михаил Шолохов.

Кто такие Кирилл и Мефодий

Кирилл (светское имя Константин) жил с 827 по 869 год. Мефодий (Михаил) жил с 815 по 885 год. Братья родились и жили долгое время в городе Солуни (ныне – Салоники, город в северной Греции, на берегу Средиземного моря). Город принадлежал Византийской империи и носил официальное название Фесалоники. Население города было смешанным. В IX веке, когда родились братья, в нем жили славяне и греки, поэтому ученые до сих пор спорят, к какому племени принадлежала семья, в которой родились братья. Тот факт, что они хорошо владели славянским наречием, свидетельствует о принадлежности семьи к славянской части населения.

Происходили они из состоятельной, знатной семьи. Отец был военным офицером, состоявшим при губернаторе военно-административного округа (фемы) Фесалоники. Известно, что у их родителей было 7 сыновей. И только двое – самый первый и последний из сыновей сумели увековечить свои имена.

Все дети друнгария (командира в византийской армии) получили хорошее образование. Старший Михаил сначала сделал хорошую карьеру на военно-административном поприще, а потом постригся в монахи под именем Мефодия. Константина изначально интересовала духовная стезя, он стремился посвятить себя служению церкви. Константину выпала честь обучаться вместе с будущим императором Михаилом у лучших учителей своего времени, Его наставником был Фотий, ставший впоследствии Патриархом Константинопольским. Вероятно, будущий Патриарх сумел пробудить в юноше интерес к религиозным наукам. Константин изучил:

  • поэзию Гомера;
  • математические науки;
  • диалектику, философию;
  • астрономию;
  • учился музыке и другим искусствам.

Позднее освоил арамейский язык и иврит, на которых были написаны библейские книги. Науки давались ему легко благодаря феноменальной памяти. Образовательная работа Кирилла и Мефодия сыграла огромную роль в религиозном и нравственном формировании славянского мира. Братья проповедовали христианство среди мусульман и иудеев, боролись за право вести богослужения на родном для славян языке и отстояли это право.

После нескольких лет совместной работы, братья, разработали две азбуки – глаголицу и кириллицу, отражавшие славянскую фонетику. Первая отличалась более сложным начертанием, и какое-то время использовалась западными славянами. На Руси сразу прижилась кириллица, азбука, названная именем умершего в Риме Кирилла. В Беларуси вначале пользовались глаголицей. В монастырях сохранились рукописные книги, начертанные этим алфавитом. Но впоследствии, к XII веку в Беларуси тоже перешли на кириллицу.

Кроме того, что браться создали алфавит для славян, они перевели с древнегреческого языка несколько литургических книг. В их числе оказались выбранные для служения главы из Евангелия, Псалтырь, Послания святых Апостолов. Находясь в Риме Константин тяжело заболел и увидел во сне, что ему осталось жить недолго. Он дал обет монашества под именем Кирилл. После смерти брата Михаил хотел увести его тело на Родину, но папа Римский не позволил. Его тело положили в церкви Святого Климента, где, как повествуют жития святых, стали происходить чудеса. После смерти Кирилла в Риме, Мефодий продолжил начатую работу. Он перевел на славянский язык все книги Библии. Впоследствии ученики Кирилла и Мефодия написали Жития святых братьев, которые приобрели у восточных славян популярность.

Чем особенна славянская письменность и культура

Глаголица чаще всего использовалась для скрепления деловых отношений в торговых вопросах. Ею оформлялись договора, иные бумаги, являющиеся подтверждением заключенной сделки. В подтверждение этому сегодня осталось достаточно большое количество старинных договоров, записанных именно славянской глаголицей. С этим названием связаны следующие слова:

  • глаголить – говорить;
  • глаголаша – говоривший, произносивший;
  • глаголим – говорим;
  • глагол – действие.

Буквица как заглавная часть слов, имела разные стили написания. Можно привести в пример следующие несколько вариантов художественного изображения старинных букв:

остромировы буквицы – взятые из Остромирова Евангелия (1056-1057)

тератологический (или звериный) стиль – в изображение буквы включались черты зверей и птиц

инициалы – цветные буквы, где изображались кроме фантастических животных, также и персонажи людей (около 800 г.)

оттоновский стиль западных славян – буквы большие, с позолотой и узорчатыми переплетениями

иллюстрированная буквица – каждая заглавная буква иллюстрировалась разными сказочными персонажами и тематиками

филигранные буковы (от старинного названия – «бУковы», а не «буквы» из ВсеяСветной Грамоты Шубина-Абрамова Анания Фёдоровича) – украшались буквы тончайшим узором

гуслицкий стиль – происходит от старообрядческого поселения Гуслицы

поморский стиль – был распространен по побережью Онежского, Белого морей

печатные каллиграфические – более поздний вариант изображения букв

ветковский стиль в Белоруссии

Вариантов изображения славянских букв много. Наши предки славяне были известными мастерами искусств и художеств. Поэтому буквы могли изображаться писарями с творческим подходом. Главная же особенность буквицы состоит в том, что она легла в основу таких известных нам языков, как латинский (латиница) и английский.

Мировосприятие славян меняли даже путем видоизменения письменности. Если ранее буквы и слова воспринимались объемно со смысловой и образно-символьной нагрузкой, то теперь они воспринимаются на плоскости, безликими, несущими лишь звуки, складываемые в слова.

Исследователи славянской мифологии полагают, что начался такой перевод восприятия с объемного «голографического» на плоскостное письмо приблизительно со времен онемечивания Руси. Видимо, влияние запада всегда было роковым для русичей и славян в целом, почему так часто об этом упоминали ведущие русские умы времен Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

Славянская письменность. Виды

Письменность, как производная известных христианских святых Кирилла и Мефодия, появилась на Руси в период от 900 до начала 1000-х годов. До этого времени в обиходе у славян существовала иная письменность. Мы встречаем данные летописцев про заключения договоров кн. Игорем и кн. Олегом с Византийским царством (907-911 года) еще до прихода на Русь кириллицы.

Одни историки её называли «хазарским письмом» (перс, Фахр ад-Дин, 700 г.), говоря о юго-западных славянах конкретного исторического периода. Другие именовали «самостоятельным русским письмом», ссылаясь на «Солунскую легенду», в которой есть упоминание о Иерониме (жил до 420 г.) и его связи со славянскими письменами. Некоторые ученые считают Кирилла и Иеронима из этой легенды одним лицом, но датировки деятельности этих персонажей не совпадают.

Разделяются сейчас два направления, в котором развивалась славянская письменность:

  1. Изобразительные виды. Создающие объемное изображение и восприятие.
  2. Начертательные виды. Создающие плоскостное восприятие начертаниями на плоскости.

Ранее наши предки, когда говорили о предметности и функциях, называли свою письменность:

  • словом;
  • письмом;
  • книгой;
  • грамотой.

Виды письменности за всю историю славян, выстроенные в хронологическом порядке их времени появления и использования:

  • Глаголица – середина Х века;
  • Буквица (древлесловенская) – предположительно конец Х века;
  • Азбука – вариант дореволюционной царской России;
  • Алфавит – 1918 год (реформа Луначарского).

Книги славянских сказок Смотреть

Глаголицу некоторые ученые представляют как один из способов произношения и письма Буквицы. Но этот вопрос еще исследуется. Вот, что сообщает нам русский филолог Срезневский И.И. (1848 г.):

Славянское письмо использовалось в 4-х вариациях: 2 основных и 2 вспомогательных

Отдельно следует остановиться на таких разновидностях письменности, которые историки современной науки до сих пор обойти своим вниманием никак не могут. Это следующие виды письма у славян разных народностей:

Черты и Резы. По названиям можно судить об их возникновении – чертили буквы и резали. Это разновидность нанесения Буквицы.

Да’Арийские Тьраги – использовались для передачи многомерности и образности рун.

Х’Арийская Каруна (руника, руница, руники) – применялась жрецами, состояла из 256 рун, которые легли в основу языков Деванагари, Санскрита.

Расенские Молвицы – письмо этруссков.

Сейчас достаточно свидетельств тому, что славянские племена и народы задолго до христианства расселялись по Земле. Потому антропологи часто находят голубоглазых индусов в Индии, калаши – в Пакистане, либо мумии европейской внешности среди археологических раскопок в Китае. Поэтому арийская письменность также может отдаленно называться славянской, либо славяно-арийской, кому как удобнее понимать. Славянам современной России и прилегающих к ней стран с этнической идентичностью наиболее всего близки – Глаголица и Буквица, а также Руны, Черты и Резы.

Интересные факты про День славянской письменности и культуры

  • Существует версия, что кириллицу создал ученик святых Климент Охридский. Таким образом, название азбуки дано не в честь создателя, а в знак почитания к учителю.
  • Мефодий посвятил себя военной службе и даже сделал неплохую карьеру. В 840 году принял монашество в монастыре на Олимпе. Позднее Папа Римский, не имевшего на тот момент сана священника, рукоположил Мефодия в сан архиепископа регионов Моравии и Паннонии.
  • Святой Кирилл преподавал эллинскую и христианскую философию в придворной школе. Там он получил народное прозвище «Философ», которое осталось за ним до последних дней жизни.

Иоанно-Предтеческий монастырь

Улица Забелина, справа — Ивановский женский монастырь, в перспективе — храм Владимира Равноапостольного, Москва

Вот мы на улице Забелина. Несмотря на некрасивое название, это одна из самых атмосферных улиц Москвы. А названа она так в 1961 в честь Ивана Егоровича Забелина, известного московского историка. До того носила название Большого Ивановского переулка по монастырю, о котором чуть позже. А ещё раньше, до 1631 года, — Иконный переулок. Из названия можно сделать вывод, что здесь жили иконописцы при монастыре.

Красоту улице придаёт тот факт, что она идёт в горку — на Ивановскую горку, на один из Семи Холмов. Вершина увенчана белокаменной церковью Владимира Равноапостольного, что в Старых Садех. Но ещё выше возвышается монастырь, стеной, которая всегда отбрасывает тень.

Иоанно-Предтеченский монастырь, улица Забелина, Ивановская горка, Москва

Это Иоанно-Предтеченский монастырь, больше известный как Ивановский. Он-то и дал название бровке и окрестным улицам. Монастырь перенесли сюда в 30-е годы XVI века в честь рождения у Василия III наследника Ивана IV.

В нём была заточена Дарья Салтыкова «Салтычиха». Последняя замучила до смерти более сотни крепостных, но тяжба, продолжавшаяся 6 лет, смогла доказать намного меньше. Екатерина II лишила её дворянского сословия, имущества и отправила на пожизненное заточение в этот монастырь. Салтычиха протомилась тут 33 года. Она просидела все три десятка лет в темноте, и лишь принимала пищу со свечой, которую тут же гасили по окончанию трапезы.

Другой известной монастырской пленницей была княжна Тараканова. Это внебрачная дочь Елизаветы Петровны от графа А. Разумовского, обладавшая большими правами на российский престол, чем Екатерина II. Будучи инокиней, она приняла постриг под именем Досифеи.

Иоанно-Предтеченский монастырь, улица Забелина, Ивановская горка, Москва

Нынешний собор был заложен в 1860 году, а освящён в 1879 году. Архитектором был М.Б. Быковский. Примечательно, что купол собора повторяет купол Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Храм Всех Святых на Кулишках

Храм Всех Святых, что на Кулишках, Славянская площадь, Москва

Внизу Славянской площади у самого выхода из метро «Кииай-город» стоит Храм Всех Святых, что на Кулишках. Кстати, имеено благодаря такому расположению метро, многие думают, что Китай-город находитмя на Солянке, а не на Варварке и севернее.

Во времена, когда закладывался храм, это была самая окраина Москвы. Поэтому выражение «у чёрта на куличках», считается, произошло от местоположения этого храма.

А при чём тут чёрт? — спросите вы. Есть легенда, повествующая, что в 1666 году здесь завёлся нечистый дух, и от него никак не могли избавиться. Так продолжалось до тех пор, пока в Москву не прибыл иеромонах Иларион из Флорищевой пустыни.

Теперь идём по Солянскому проезду,оставив Всехзсвятскую церкоаь по правую руку.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий