Можно ли дарить подарки госслужащим?

Ограничения по службе

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  5. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  6. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  7. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  8. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  9. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  10. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.

Принимать ли подарок, если цена его не известна?

Планируя сюрприз для родных, мы ориентируемся на их вкусы и пристрастия. Более того, при желании, можно просто спросить чего хочет именинник, и получить развернутый ответ.  В случаи с госслужащими, даже если это ваши коллеги, следует не только быть сдержанным в выборе и оформлении презента, но и учитывать его цену.

Дело в том, что сейчас действует запрет на получение подарков госслужащими. Нарушить данный приказ, означает нарушить закон, и как следствие, иметь некоторые проблемы. Чтобы этого не произошло, нужно ознакомиться с постановлением правительства.

Конечно, полного запрета на подношение подарков нет, Государственная Дума всего лишь снизила их допустимую рыночную стоимость (с 5 000 до 3 000 руб.). Это было сделано с целью борьбы с российской коррупцией.

Типовое положение не только вносит коррективы в стоимость подарка, но и регламентирует порядок их получения

То есть важно учитывать на какую сумму будет куплен презент.. ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Согласно положению, он не должен превышать допустимой нормы, в случае превышения лимита, ваше подношение будет передано в орган, где работает чиновник…

Согласно закону о подарках чиновникам, под запрет не могут попасть те подношения, которые были приняты на официальных мероприятиях или в связи со служебными командировками.

Если вы сами являетесь чиновником, то на вопрос: «Что делать если пытаются дать подарок, цена которого неизвестна?», ответ прост, отнесите его в государственную или муниципальную собственность.

Подношение будет оценено, если его стоимость ниже указанной в законе, то проблем не будет, и вы спокойно можете забрать его домой, сумма выше 3 000 рублей дает возможность чиновнику выкупить подаренное, в течение 2-х месяцев.

Если он не был выкуплен, то госорганы имеют право использовать его в работе или выставить на торги, вырученные средства пополнят бюджет соответствующих органов. В противном случае вас будут ожидать последствия, вплоть до увольнения с работы.

Получение подарка: кто, где, когда

Впрочем, сразу оговоримся, что называть лиц, на которые распространяет действие Типовое положение, чиновниками или госслужащими не совсем правильно, ведь речь идет о более широкой группе работников и служащих, а именно:
— о лицах, замещающих государственные или муниципальные должности;
— о государственных или муниципальных служащих;
— о служащих Центрального банка Российской Федерации;
— о работниках Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
— о работниках иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
В комментарии Аппарата Правительства Российской Федерации к постановлению Правительства РФ, утвердившему Типовое положение, пояснено, что действие данного типового положения распространяется на:
— членов Правительства Российской Федерации;
— руководителей министерств и ведомств;
— губернаторов;
— мэров городов и других глав муниципальных образований;
— глав местных администраций, членов Совета Федерации;
— депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации;
— депутатов представительных органов муниципальных образований;
— судей;
— членов контрольно-счетных органов и других лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;
— всех государственных и муниципальных служащих;
— служащих Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ОАО «Газпром», государственных корпораций, научных и учебных заведений, учредителями которых является Российская Федерация, и других организаций, созданных для выполнения задач федеральных государственных органов .
Важно, что Типовое положение регулирует порядок сдачи не любых подарков, а только тех из них, которые были получены от физических или юридических лиц в ходе протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий, участие в которых связано с должностным положением одаряемых или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
При этом исключение составляют канцелярские принадлежности, которые предоставляются каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручаются в качестве поощрения (награды).
Примечание: получение подарка через посредника не отменяет действие Типового положения и не влияет на порядок сдачи подарка.
Теперь одаряемые обязаны сообщать обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей в государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых указанные лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность.

Хранение, возврат и выкуп подарка

Ответственное лицо принимает подарок на хранение по акту приема-передачи не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации. До этого момента ответственность, согласно законодательству Российской Федерации, за утрату или повреждение подарка несет лицо, получившее подарок.
Следующий этап — определение стоимости подарка. Оно проводится на основе либо рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, либо цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости ее установления комиссии или коллегиального органа.
Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения — экспертным путем.
Когда цена определена, и выяснено, что стоимость подарка не превышает 3000 рублей, последний возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи.
Если же стоимость подарка оказывается больше 3000 рублей, уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) обеспечивает его включение в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования).
Типовое положение предоставляет одаряемому лицу право выкупить принадлежащий ему подарок. Для этого одаряемый должен направить на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.
В течение 3 месяцев со дня поступления заявления уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа.Примечание: оценка стоимости подарка для реализации (выкупа) осуществляется субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Если же лицо, получившее подарок, не захочет его выкупать, государственный (муниципальный) орган, фонд или иная организация руководствуется следующим порядком:
— подарок может использоваться государственным (муниципальным) органом, фондом или иной организацией с учетом заключения комиссии или коллегиального органа о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации;
— в случае нецелесообразности использования подарка руководитель государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимает решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации (выкупа) посредством проведения торгов;
— если подарок не выкуплен или не реализован, руководитель государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимает решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Государственные, муниципальные органы и организации в трехмесячный срок (до 9 апреля 2014 г.) должны разработать и принять свои нормативные правовые акты, определяющие на основе Типового положения порядок уведомления о получении подарка, его сдачи, выкупа и реализации с учетом особенностей деятельности этих органов и организаций .
Отметим, что до момента принятия нового Типового положения схожие порядки сообщения о получении подарков уже были установлены в ведомственных и локальных нормативных актах государственных и муниципальных органов, однако зачастую противоречили друг другу. Утверждение Правительством Типового положения, безусловно, решит эту проблему. Однако окажется ли это эффективным методом борьбы с коррупцией — покажет лишь практика.

Общие требования к госслужащим

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Комментарий к статье 575 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья, ограничивая стоимость обычных подарков стоимостью 5 установленных законом МРОТ, не распространяет на них запрет дарения от имени малолетних и других недееспособных граждан.

Это представляется не только нецелесообразным, но и не согласуется со ст. ст.

28 и 37 ГК, которые установили, что доходы подопечного, в т.ч. полученные от управления его имуществом, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного (ст.

37 ГК), и запрещают им распоряжаться этими доходами без предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Исключение составляют затраты, необходимые для содержания подопечного.

Однако к ним нельзя отнести подарки другим лицам.

Мнение эксперта
Соколов Александр Константинович
Юрист-практик с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Большой опыт в экспертизе документов.

2. Установленные в п.

п. 2 и 3 комментируемой статьи запреты исходят из этических норм и стремления избежать злоупотреблений при выполнении должностными лицами и служащими своих служебных и трудовых обязанностей.

Вопрос о запрете подарков государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей еще в более категоричной форме решен в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ, 2004, N 31, ст. 3215).

Согласно ст. 17 Закона государственный служащий не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей.

Следовательно, запрет распространяется и на обычные подарки. Государственные служащие вправе принимать подарки, не связанные с исполнением ими своих должностных обязанностей.

3. Установленный в п.

4 комментируемой статьи запрет дарения в отношениях коммерческих организаций, за исключением обычных подарков, обусловлен, как отмечает А.Л. Маковский, тем, что безвозмездные имущественные отношения между организациями, само существование которых обусловлено целью извлечения прибыли (п.

1 ст. 50 ГК), противоречат этой цели и могут использоваться в ущерб интересам их кредиторов и государства (см.

Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 2.

М., 1996. С.

312).

В Постановлении Президиума ВАС РФ по делу от 09.10.2001 N 817/01 указано, что договор купли-продажи ценных бумаг, заключенный Акционерным банком «Инкомбанк» с РАО «ЕЭС России», не предусматривает оплату передаваемых ценных бумаг. Поскольку дарение между коммерческими организациями запрещено, совершенная сделка является ничтожной в силу ст.

168 ГК. Там же указано, что в соответствии со сложившейся практикой и обычаями делового оборота банк как кредитное учреждение не заключает договоры дарения со своими клиентами, т.к.

это противоречит основным целям деятельности, определенным его уставом (Вестник ВАС РФ, 2002, N 1, ст. 45).

В другом конкретном деле суд признал ничтожным договор дарения доли в праве собственности на автозаправочную станцию, заключенный между индивидуальными предпринимателями (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2005). Это решение правильное, т.к.

в силу ст. 23 ГК к индивидуальным предпринимателям применяются правила, регулирующие отношения между юридическими лицами — коммерческими организациями.

Однако, если договор дарения совершается между индивидуальными предпринимателями не в связи с коммерческой деятельностью, а, например, основан на их родственных отношениях, он должен быть признан действительным, т.к. запрет означал бы ограничение правоспособности гражданина, что не допускается ст.

22 ГК.

4. Запрет на договоры дарения между коммерческими организациями не относится к предоставлению другой стороне имущественных прав путем отказа от иска, заключения мировых соглашений, предусмотренных ст. 49 АПК (см. коммент. к ст. 572). Такой отказ может относиться только к существующей, но не к будущей обязанности.

А что это за требования к этическому поведению?

В приложении к новой версии о госслужбе есть небольшое приложение об общих требованиях служебной этики гражданских госслужащих, состоящее из 18 пунктов (есть в распоряжении редакции. — Прим. TUT.BY). Один из них гласит, что «при выполнении служебных обязанностей гражданские служащие должны содействовать укреплению политической и экономической стабильности в стране, единению белорусского народа».

Указано, что правила были разработаны в соответствии с «Конституцией Республики Беларусь, статьей 8 Конвенции ООН против коррупции, Международным кодексом поведения государственных должностных лиц, законодательством о государственной гражданской службе и о борьбе с коррупцией, а также общепринятыми в Республике Беларусь морально-этическими нормами».

В целом требования хоть и сформулированы довольно расплывчато и обтекаемо, но просты и понятны, вот несколько примеров:

  • не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • неукоснительно соблюдать служебную дисциплину;
  • при общении с гражданами, представителями других государственных органов и иных организаций проявлять терпение, вежливость, тактичность и внимательность;
  • не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также при осуществлении административных процедур;
  • не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при обращении за осуществлением административных процедур, получении различных услуг.

Кроме того, в кодексе прописаны требования к внешнему виду и речи госслужащих. Чиновник на службе должен придерживаться делового стиля в одежде, не допускать грубости и нецензурных выражений, демонстрировать вежливость и умение выслушать, а также — не обсуждать личные вопросы при посетителях.

Отдельная глава кодекса посвящена общению госслужащих со СМИ и поведению в соцсетях.

«Гражданским служащим не следует публично выражать в средствах массовой информации свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности в случае его несоответствия основным направлениям политики государства, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус», — говорится в одном из пунктов.

Отдельного внимания заслуживает глава о поведении гражданских госслужащих во внеслужебное время. Чиновники должны следовать «высоким нравственным принципам» и подавать «личный пример», а кроме того, обязаны:

  • избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их персональной репутации или авторитету гражданской службы;
  • соблюдать правила общежития, уважать национальные и религиозные обычаи;
  • при посещении общественных мест и мероприятий соблюдать общественный порядок.

За нарушение требований служебной этики чиновник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с законом «О государственной службе» — от получения замечания до увольнения.

Каков порядок учета подарка, полученного от госслужащего?

Учет имущества и активов в органах государственной власти осуществляется в соответствии с Инструкцией N 148н <2>.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Здесь хотелось бы заметить, что учет на забалансовом счете 02 целесообразен только до выкупа ценного подарка государственным служащим. В случае его отказа от выкупа в целях сохранности федерального имущества рационально будет осуществлять учет подарков в составе основных средств государственного органа.

В Правилах N 33 подход к принятию на учет ценного подарка от госслужащего совершенно иной. В соответствии с п. 4 Правил N 33 в случае отсутствия документов, подтверждающих стоимость подарка, при его приеме от государственного служащего на заседании комиссии производится оценка подарка, результаты которой оформляются соответствующим приказом. В случае если подарок имеет историческую либо культурную ценность или оценка подарка затруднена вследствие его уникальности, для оценки привлекаются эксперты из числа высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля (п. 4 Правил N 33). После оценки подарка оценочной комиссией (либо экспертом) он учитывается на балансе в составе основных средств Рособразования в установленном законодательством порядке с оформлением инвентарной карточки (которая приведена в Приложении к Правилам N 33), нумеруемой в соответствии с номером акта приема-передачи, и поступает на временное хранение до его дальнейшего использования (п. 7 Правил N 33).

Инструкция N 148н не устанавливает правила принятия к учету имущества, полученного безвозмездно (в постоянное или временное пользование) от физического лица, в частности не определяет, по какой стоимости оно принимается к учету. По нашему мнению, здесь следует применять нормы, предусмотренные для принятия к учету объектов основных средств по договору дарения. Как сказано в п. 13 Инструкции N 148н, первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования. Таким образом, учет на балансе государственного органа ценного подарка, являющегося основным средством, следует производить по рыночной стоимости.

Далее нужно обратить внимание на нормы, изложенные в п. 1.1 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н

Они гласят, что имущество, полученное в качестве дара от коммерческой организации или физического лица, следует отражать в рамках приносящей доход деятельности, соответственно, подарок в качестве основного средства должен быть оприходован по коду вида деятельности «2».

Выкуп работником подарка осуществляется по сложившейся на него рыночной цене, которая и будет ценой реализации.

В случае отказа сотрудника выкупить подарок или окончания срока, в течение которого сотрудник должен был выкупить его, но не выкупил, подарок переходит в федеральную собственность.

Как чиновнику поступить с дорогим подарком

По новым правилам, которые существуют в нашей стране, при превышении стоимости подарка в сто долларов в течение трех суток после получения презента госслужащий обязан уведомить «специальные структуры», а также передать подарок по акту в федеральную собственность. Не все подарки преподносят чиновникам из корыстных соображений. Минимальную цену презента никто не ограничивает, но, согласитесь, трудно представить человека, который вручает чиновнику набор конфет или недорогую зажигалку.

Чтобы доставить представителю власти удовольствия, не нарушив отечественное законодательство, придется изрядно потрудиться. Среди тех презентов, которые чаще всего выбирают обыватели, лидируют элитные канцелярские товары.

Они обязательно пригодятся чиновнику, который большую часть своей жизни проводит в рабочем кабинете, подписывая документы. А если в планы входит подбор нестандартного подарка, в таком случае нужно выяснить привычки, увлечения госслужащего, для которого будет подбираться презент. Например, курящему человеку можно вручить подарочный набор с элитными сортами табака.

Какие презенты можно подбирать для госслужащих

Теперь поговорим о том, какие подарки госслужащим допустимы в нашей стране. Несмотря на существенные ограничения по стоимости презентов, вполне можно подобрать приличный сувенир за 2-3 тысячи. Рассмотрим некоторые варианты подарков, цена которых не превышает трех тысяч.

Также можно выбрать элегантный набор для вина, который изготовлен из натурального дерева, имеет красивую коробку. Такой подарок обязательно будет использован по своему прямому предназначению, к тому же он станет отличным декоративным элементом. Средняя стоимость подобного презента не превышает трех тысяч рублей, то есть набор вписывается в те материальные рамки, которые установлены для подарков, предназначенных для государственных служащих.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий