Уроки росписи по дереву для начинающих

Разновидности потолков

Параметром для разделения полотен на виды является не только используемый для их изготовления материал, но и тип конструкции.

Одноуровневые

Такие натяжные потолки в гостиной монтируют на металлические или пластиковые профили, закрепленные по периметру помещения. Готовая поверхность гладкая и ровная.

Подобные конструкции имеют ряд преимуществ:

  1. Более низкая, по сравнению с многоуровневыми, стоимость.
  1. Быстрая и простая установка. В среднем на нее уходит от 3 до 4 часов.
  1. Надежность.
  1. Потолок крадет не более 5 см высоты комнаты.
  1. За ровным полотном проще ухаживать.

Одноуровневые конструкции гармонично сочетаются с несколькими стилями. Хороший пример – классицизм. Это простота, нежные пастельные тона, матовая поверхность и отсутствие броских рисунков или декоративных элементов.

Мнение эксперта
Ольга Коваленко
С 2010 года занимаюсь дизайн-проектированием интерьеров и архитектурным проектированием

Потолок и стены лучше оформлять в одной цветовой гамме. При этом вторые должны быть на пару тонов темнее.

Хорошая идея – сделать одноуровневую конструкцию в интерьере со стилем хай-тек. Здесь выбирают глянцевые, серебристые или серые полотна, возможно, с фотопечатью. Неплохой вариант – светодиодная подсветка.

Не стоит забывать и о минимализме. В этом решении хорошо будет смотреться матовый потолок белого цвета. Его не украшают или покрывают фотопечатью. В качестве приборов освещения используют одну люстру или минимальное количество точечных светильников.

Многоуровневые

Натяжные потолки, состоящие из нескольких ступеней, становятся все больше популярными. Это легко объяснить:

  1. Можно создать уникальный дизайн. Конструкция разрабатывается для каждого помещения отдельно. При этом учитываются предпочтения и пожелания хозяина квартиры или дома.

https://youtube.com/watch?v=nYdYLYvsQiQ

  1. С помощью такого потолка разделяют зал на отдельные функциональные зоны.
  1. За полотном легко ухаживать. Для мытья не нужны специальные средства. Хватит периодической влажной уборки.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.

Для работы потребуется:

  • разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
  • указанные краски необходимых цветов;
  • кисточки;
  • трафареты для росписи.

Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева. После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.

Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно — роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.

На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.

Роспись разделочной доски акриловыми красками, irishkaliaРоспись разделочной доски акриловыми красками, irishkalia

Учимся переводить

Многие задаются вопросом «Как перевести рисунок на доску?», так вот это делается с помощью трафарета. Необходимо найти и скачать интересующие вас картинки с изображением фруктов, цветов или животных, так как это наиболее часто используемые узоры для выжигания по дереву. Лучше всего выбирать простые шаблоны, особенно, если вы занимаетесь пирографией впервые.

Распечатываем скачанный трафарет и вырезаем фигурку, если фигурка на картинке пустая. Если есть дополнительные внутренние детали, нужно воспользоваться копировальной бумагой. Приложите ее на дерево, сверху положите распечатанный трафарет и обведите рисунок. Старайтесь, чтобы изображение не смещалось.

Есть еще один способ перевода картинки на доску. Также нужно распечатать понравившийся трафарет, распечатанный в зеркальном отображении. Приготовьте чашу с водой, клей для декупажа, лак для дерева, акриловые краски, кисть и губку.

Вырежьте трафарет или готовый рисунок, затем тщательно промажьте его клеем для декупажа и приложите к деревянной поверхности рисунком вниз. Разгладьте рисунок губкой, чтобы он не «пузырился», а также чтобы не осталось излишков клея. Дайте высохнуть. Лучше всего оставить работу сохнуть на всю ночь.

После высыхания смочите мотив влажной губкой и начинайте стирать бумагу, пока рисунок не проявится на дереве. Аккуратно избавьтесь от всей бумаги. Затем пальцами начинаем тереть оставшуюся бумагу, делая катышки, которые остаются на деревянной поверхности. Смахиваем их с дерева, и остается готовый рисунок, который после полного высыхания можно дополнить выжиганием (например, выжечь его контуры) или просто задекорировать красками. Затем покройте работу лаком.

Как наносить рисунок

Перед началом выжигания убедитесь, что доска сухая. На переведенный карандашом рисунок поставьте точки соединений и лишь затем проводите линии. Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро, и наоборот, если вы хотите получить линию толще, передвигайте перо инструмента медленнее.

Сначала выжигается внешний контур, затем постепенно можно переходить ко внутренним деталям, к центру. Лучше всего производить выжигание по частям, то есть нужно давать только что выжженным элементам возможность остыть. Поэтому немного поработайте на одном участке, затем оставьте его и переходите к другому, и так далее, пока не будет завершена вся работа целиком.

После выжигания поверхность должна слегка остыть, затем аккуратно, чтобы не повредить штрихи и линии, особенно мелкие, нужно зашкурить доску мелкой наждачкой. Расписывать акварелью или масляными красками можно только при полном остывании работы. После покраски работу необходимо провощить, то есть подвергнуть восковой отделке. Благодаря вощению рисунок обретает мягкий блеск и сохраняет натуральный цвет дерева и насыщенность красок.

Какими должны быть салфетки?

Техника декупаж предполагает использование верхнего слоя салфетки. Имеющийся на ней рисунок вырывают руками, чтобы добиться расплывчатости краев и лучшего прилегания к поверхности.

Какие типы салфеток используют для декупажа?

  1. Специальные из трех слоев. Продаваемые в единичном экземпляре, они имеют типовые размеры 33*33 см и очень красивый рисунок. Стоят они около 20 рублей за единицу. Для начинающих мастеров рекомендуется приобрести более дешевые образцы и потренироваться на них.
  2. Обычные салфетки из трех слоев. Они имеют типовые размеры, симпатичные узоры и невысокую стоимость. Самыми интересными и оригинальными будут салфетки на новогоднюю тематику.
  3. Четырехслойные платки из бумаги имеют меньший размер и невысокую цену, среди них много симпатичных образцов.

Краски для классической росписи по дереву

Классические расписные доски, шкатулки, предметы быта при правильном подборе и обработке не меняют цвета под воздействием солнечных лучей, воздействия воды. С древних времён мастера использовали в работе темперную краску. Самый древний рецепт составления краски используется и современными профессиональными мастерами росписи по дереву. Особенность состава заключается в том, что краситель растирается на яичном желтке. Этот компонент является основой.

С древних времён мастера использовали в работе темперную краску

На некоторое время в производстве темперу пробовали заменять на более простые в обращении и дешёвые масляные краски. От этого опыта отказались очень быстро, что связано с такими характеристиками, как изменение цвета под воздействием солнца. Радикальный чёрный цвет, который должен быть угольного оттенка, изменялся под воздействие ультрафиолета. Приобретал зелёный, а порою жёлтый тон. Светлые краски наоборот темнеют. Вторым недостатком масляных красителей является их способность растрескиваться, отслаиваться. В народный промысел вновь вернулась темпера.

Виды темперной краски

Характеристики качественной темперы:

  • При работе она легко растворяется в воде;
  • Она однородная;
  • Даёт 100-процентное покрытие (рисунок не прозрачный);
  • После высыхания, размыть её водой не возможно;
  • Застывший слой не трескается, в отличие от масляных и акварельных красок;
  • При хранении в закрытой таре на ней не появится плесени, она не загустеет и не будет расслаиваться.

Состав темперы очень прост, всего два ингредиента – эмульсия (основа) и краситель. Процесс изготовления краски довольно трудоёмкий. Изготавливают темперу вручную, основа выкладывается на гранитную или мраморную поверхность, где и происходит её соединение с пигментом. Втирается сухой колер в клеевую или яичную основу курантом – хрустальным пестиком. Процесс длится до того момента, пока краситель не станет однородным по цвету и текстуре.

Готовые темперные краски

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена:

  • Яичная – в основе, изготовленной в промышленных условиях краски, используется искусственная эмульсия. Она состоит из яйца, растительного масла, лака на основе масла или скипидара.
  • Казеиновая краска изготавливается на основе сложного белка, добываемого преимущественно из молока животных. В состав казеиновой эмульсии входят масло и смолы. Качество этой темперы выше, чем у яичной.
  • Гуммиарабиковая названа по одному видов клеевой основы, используемой в изготовлении насыщенной цветом краски. Этот ингредиент может быть заменён на клей изготовленный их смол других плодовых деревьев. В наших широтах чаще используется вишнёвый клей.

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена

Искусственные эмульсии красок для начинающих художников делятся на три основных категории ПВА, воскомасляная, акриловая.

Особенности композиции

Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.

В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:

  •  растительный мотив (цветок);
  • изображение животного (коня, птицы).

В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.

Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.

Способы перевода изображения на деревянные изделия

Опытные мастера, загрунтовав деревянную поверхность, могут смело наносить рисунок красками. Новичкам лучше воспользоваться трафаретами или предварительно сделать эскиз.

Трафаретом

Трафаретный метод раскрашивания деревянной поверхности считается самым простым. Правда, подходит только для плоских предметов. Прежде чем расписать дерево, нужно подготовить трафарет, то есть шаблон будущего рисунка. Делают его из бумаги или пленки.

Трафарет нужно плотно прижать к поверхности, закрепить скотчем и обвести выемки простым карандашом. Можно просто поверх шаблона распылить краску или сделать мазки кисточкой.

Точечно

С помощью точек можно перевести изображение на поверхность, даже разрисовать предмет. Точечный перевод рисунка предполагает наличие узора на тонкой (папиросной) бумаге и острого простого карандаша. Бумажное изображение нужно приложить к поверхности и проделать в нем дырочки графитом. Чем больше точек получится на дереве, тем проще будет воспроизвести узор. Можно весь орнамент на деревянном предмете нарисовать разноцветными точками. Правда, для этого необходимо купить акриловые краски в тубах с острым кончиком.

По эскизам

Прежде чем разрисовать деревянный предмет, можно сделать эскиз на бумаге. Это пробный рисунок, который поможет правильно определить пропорции всех деталей орнамента. Изображение нередко выполняют в цвете, чтобы понять, как будет выглядеть будущая работа. Согласно эскизу можно сделать наброски простым карандашом на деревянной поверхности.

Как выбрать кисти для росписи

Выбор кисточек для разрисовки зависит от вида краски. Кисти изготавливают из нейлона, полиэстера, пони, белки, козы. Есть кисточки из барсука, соболя, щетины, колонка (из семейства куньих). Они бывают натуральные и синтетические, тонкие и толстые, круглой формы и плоские (расплющенные).

Список красок и подходящих кисточек:

  • для акрила — синтетические, из колонка, щетины;
  • для акварели — мягкие беличьи, колонковые, из пони, козы;
  • для масла — синтетические, из щетины, колонка;
  • для гуаши — из белки, колонка, пони;
  • для анилиновых красок — колонковые.

При покупке круглых кисточек нужно обращать внимание на их толщину, то есть диаметр. Все кисти маркируют от 0 до 20 и выше

Самые тонкие — «нулевые». Тоненькие кисточки нужны для прорисовки мелких деталей. Кистями средних размеров рисуют основной узор.

Плоские кисточки нумеруются только четными цифрами. Самой маленькой считает «2». Состоит такая кисть из ручки (деревянной или пластмассовой), металлического цоколя (обоймы) и волосяного пучка. Может иметь ровный, косой, полукруглый верх.

При выборе кисточки смотрят, чтобы металлическая обойма не шаталась, ручка не гнулась, волоски не вылезали. Перед покупкой нужно погладить кончик кисти. Если волоски остались в руке, товар лучше не покупать. Для росписи по дереву нужно несколько кисточек разной толщины.

Декорирование разделочной доски

Любая вещь, украшенная по собственному замыслу, всегда интересна и уникальна. А если этот предмет выполняет важную функцию, его значимость в несколько раз вырастает. Одна сторона разделочной доски используется для нарезки продуктов, а другую оформляют по своему усмотрению понравившимся изображением.

Что необходимо для работы:

  • акриловые краски белые и золотистые;
  • ПВА клей;
  • гуашь желтых и зеленых оттенков;
  • лак для покрытия поверхности, 2 салфетки;
  • кисть, поролон, наждачная шкурка.

Предварительные работы сводятся к следующему:

  1. Подготовка доски заключается в шлифовке ее поверхности мелкой наждачной бумагой. После очищения наносят белую акриловую краску в место, где будет располагаться салфетка. Как только доска просохнет, нужно еще раз зачистить поверхность, чтобы полностью избавиться от шероховатости.
  2. Приготовить 2 салфетки, расслоить их, взяв себе верхний слой с узором. Вырвать руками понравившийся орнамент и наложить его на поверхность доски, предварительно смочив ее водой. Кладут кусочек салфетки, тщательно разглаживают края.
  3. Развести клей ПВА вполовину водой и нанести на салфетку. Разбавить белую краску желтой гуашью и оформить ей фон. (Получается кремовый оттенок).
  4. Развести белый цвет с зеленым, прорисовать рамку.
  5. Кусочек поролона макнуть в золотистую краску и обработать неокрашенную часть доски по ранее прорисованной рамке.
  6. Обработать поверхность прозрачным лаком для древесины.

Для овладения техникой декупажа кухонной доски можно потренироваться на специальных деревянных заготовках, коробках для обуви, стеклянной посуде. Чтобы бумажный рисунок не сливался с основой, для этой части стараться выбирать однотонные, ненасыщенные тона.

Декупаж разделочной кухонной доски: видео мастер-класс. Наталья Жукова. Стелаж подарковДекупаж разделочной кухонной доски: видео мастер-класс. Наталья Жукова. Стелаж подарков

Способы приклеивания салфеток

Перед началом работ декорируемую поверхность обрабатывают белой краской. На такой основе рисунок салфетки будет виден наиболее отчетливо, в то время как на темном основании он будет немного искажен.

Любое перфорированное покрытие после намокания такие поверхности легко разглаживаются, поэтому волноваться по этому поводу не стоит. Приклеить салфетки можно разными способами, любой из которых будет правильным, ведь каждый случай декорирования индивидуален.

С помощью утюга

Этот метод используют только на ровных поверхностях, при этом пергаментная бумага, клей, салфетка должны быть под рукой. На базовое основание наносят клей, подсушивают его, на него выкладывают салфетку, накрывают пергаментной бумагой и аккуратно проглаживают горячим утюгом. Клей схватывает бумагу, после этого снова промазывают поверхность.

Нанесение с помощью файла

Этот способ отличается простотой и удобством и применяется одинаково для любых покрытий. Салфетку переворачивают на файл узором вниз. В середину капают воду и клей в пропорции 10:1

Осторожно увлажняют салфетку, все морщинки и складки убирают, воздух из-под нее выгоняют, избавляются от лишней жидкости, файл с салфеткой приклеивают на подготовленную основу. Мокрая салфетка легко поворачивается под нужным углом, а любые неровности и бугорки разглаживаются обычной водой

При помощи веерной кисти

Этот простой метод требует максимальной аккуратности и усидчивости. Салфетку кладут на поверхность, в ее середину наливают воду. С помощью веерной кисти воду разгоняют в стороны по основанию всей салфетки. Складки легко расправляются осторожным поднятием краев бумаги. Такая методика, как нельзя лучше подходит для декорирования неровных вогнутых и выпуклых поверхностей.

Материалы для работы

Выбор краски

Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:

Краска Особенности
Акрил Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением. Художественный акрил:
  • Легко наносится на подготовленную поверхность.
  • Отличается значительной укрывистостью (под ним не проступает текстура материала).
  • Достаточно быстро сохнет.
  • Не тускнеет при высыхании и практически не обесцвечивается со временем.

Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной.

Темпера Применяется несколько реже акрила, поскольку отличается большей сложностью в нанесении. При этом роспись темперой используют тогда, когда необходимо передать естественные, более мягкие цвета. Темпера также отличается укрывистостью и хорошо сохнет, не деформируясь и не растрескиваясь.
Гуашь Гуашевые краски для декорирования деревянных поверхностей применяются несколько реже, поскольку гуашь не отличается стойкостью и потому требует дополнительной защиты (лакировка, лессировка). Частично компенсировать этот недостаток можно, загустив гуашь. Для этого в емкость с краской добавляют от 15 до 30% (по объему) клея ПВА.
Акварель Акварельные краски очень редко используются в качестве самостоятельного пигмента, поскольку их структура не позволяет наносить четкие контуры. Из-за высокого содержания воды цветовое пятно расплывается, поскольку пигмент двигается вдоль волокон. В то же время роспись по дереву акварелью используется в качестве вспомогательной методики, например, для тонировки участков при резьбе или выжигании.

Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.

Компоненты и инструменты

Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.

Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:

  • Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
  • Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.
  • Водные, спиртовые или масляные морилки.
  • Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
  • Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).

Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:

Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.

  • Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
  • Валики – для обработки больших поверхностей.

Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.

Среди вспомогательных предметов можно выделить:

  • Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
  • Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
  • Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
  • Баночки с водой — для мытья кистей и разведения краски.

Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих

В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими веществами. В истории роспись по дереву — старинное народное ремесло. Дерево долгие века преобладало в быту из-за своей доступности и легкости в обработке. До того как люди научились обрабатывать металл, из дерева делали всю мебель и кухонную утварь, сундуки, шкатулки, прялки, не говоря уже о дверях, воротах, деревянных ставнях. Наряду с плотничеством и резьбой по дереву, развивались особые технологии по обработке дерева и орнаментальная разрисовка изделий.

Виды художественной росписи

В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.

В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.

Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.

Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.

Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.

Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.

Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.

Также этот вид разрисовки делится на два типа техники — верховую и фоновую. Верховая роспись подразумевает собой нанесение рисунка на фон, а фоновая нанесение контуров и нанесением черного или красного фона.

Мезенская роспись изображает черно-красных орнаментов, более напоминающая пещерную наскальную живопись.

Роспись гжель также не спутать с другим искусством, своими синими пышными цветами на белом фоне.

В современном искусстве росписи по дереву мастера-художники пользуются различными техниками для создания стиля декора, сувенирных наборов посуды. В подарок преподносят собственноручно разрисованные тарелки, конфетницы, салатницы, разделочные доски.

Подготовка дерева

Роспись по дереву акриловыми красками — простое занятие для опытных художников, так как материал дорогой, хоть и подходящий для работы с деревом.

Чтобы начать рисовать на деревянной поверхности, нужно взять готовое изделие, которые продаются как заготовки для декора, почистить самой мелкой наждачной бумагой и загрунтовать поверхность соответствующей краске, после чего можно приступить к рисованию.

Некоторые рисунки требуют для новичков нанесения эскизов простым карандашом, что в принципе позволительно. Любые этапы нанесения лака или краски требует полного высыхания перед продолжением. В конце работы изделие покрывается прозрачным лаком для закрепления краски.

Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью

При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

Тенёвка

Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки

Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

История возникновения

Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.

Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.

Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.

Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену

Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий